Особенности развития ребенка двух лет

Двухлетний возраст знаменуется становлением важных и сложных мозговых функций, формированием характера ребенка и модальности его поведения.

Малыш уже научился ходить, что позволяет ему практически беспрепятственно осваивать окружающий мир. В результате этого совершенствуется сенсорная сфера и наглядно-действенное мышление, начинает развиваться вторая сигнальная система и ее главенствующие функции (например, отвлеченное мышление и обобщение).

Малыш очень активен и энергичен. Он с удовольствием взаимодействует с людьми, которые ему знакомы. Его настроение стремительно меняется. Скажем, если несколько минут назад он заливисто смеялся, то в следующую секунду может заплакать. Взрослым нужно следить за его поведением и эмоциональными реакциями.

Для двухлеток характерна закладка социальных особенностей личности: привязанности и любви к домашним, умения сопереживать другим.

Малютка ориентируется на оценку взрослых, которую они дают его действиям.

У ребенка ярко выражена тяга к познанию окружающего мира. При этом он часто обращается к родителям за разъяснением непонятных для него событий и явлений.

У малыша прослеживается целеустремленность при выполнении каких-либо действий, то есть формируются волевые качества. Они позволяют ему не бросать сразу начатое дело, если что-то не удается.

Улучшается способность к концентрации внимания и сосредоточенности. Скажем, если в два года карапуз может посвятить себя определенному занятию до 5 минут, то к концу третьего года это время увеличивается до 7-10 минут. Это положительно сказывается на усидчивости и длительности проведения развивающих занятий.

Основные приобретения двухлеток:

Сенсорная сфера

Малютка знакомится со свойствами и особенностями тех или иных предметов и явлений опытным путем. Он знает, как шумит вода или шуршит пакет. Кроха понимает, что шерсть котенка гладкая, а сухие листья хрустят под ногами.

Малыш уже знает, какие вещи принадлежат ему, а какие родителям (например, куртка, шапка, обувь).

Созерцание окружающей действительности развивает наблюдательность. Однако важно, чтобы ребенок не только рассматривал представленные рядом предметы, но и учился самостоятельно ими пользоваться: столовыми приборами, расческой, зубной щеткой, а также делал первые шаги в надевании одежды. Это положительно скажется на его мышлении и умении сосредотачиваться.

Двухлетки умеют по запросу взрослого найти предметы одинакового цвета, например, к красной кофте подобрать красную заколку. Для них характерна особая обостренность восприятия, которая носит ситуативный характер.

Игровая деятельность

Особую пользу для карапуза приносят развивающие игрушки. Конструкторы и сортеры помогают учиться сравнивать разные предметы, разграничивать их между собой по тем или иным качествам и параметрам (например, величине, структуре поверхности и так далее). Важно, чтобы малыш умел определять форму предмета в качестве его базового признака. Показывайте ему, чем отличается треугольник от прямоугольника, и почему квадрат не похож на круг. Соотносите схожие по внешнему виду элементы конструкторов. Продемонстрируйте, что один шарик может быть больше другого, и наоборот.

Ребенка увлекают игрушки-вкладыши (матрешки, пазлы с прорезями для предметов и соответствующими им деталями). Он улавливает, в чем заключается отличие между размерами, и способен выявить родство элементов в пазлах-половинках и с количеством элементов до 8 шт.

Заставить ребенка этого возраста целенаправленно заниматься деятельностью, которая не вызывает у него любопытства, не удастся. Его смогут заинтересовать только интерактивные игрушки и игры, требующие взаимодействия с ними. Так, книга с тактильными элементами непременно понравится разнообразием текстур, а оперируя деревянными кольцами в ходе игры, ребенок не только соберет пирамидку, а и научится определять понятия «больший/меньший».

Обеспечивайте ребенка игрушками на уровень сложнее: это даст ему огромное поле для деятельности и воплощения собственных фантазий в реальность. Кроме того, это положительно скажется на совершенствовании мелкой моторики и стимулировании развития мозга.

У двухлетнего ребенка прослеживается последовательность в действиях. Например, после кукольного сна он одевает игрушку, расчесывает ей волосы. Часто в играх малыш воспроизводит то, что увидел дома. При этом важно использовать для сюжетно-ролевых игр предметы, которые будут исполнять свою роль. Скажем, для приготовления ужина ребенку потребуются игрушечные посудка и еда, заменяющие реальные продукты или плиту. Для игры «в магазин» и «в доктора» следует запастись игрушечными деньгами, корзиной для покупок и набором врача. В ходе игр детки проявляют разнообразные эмоции: смеются, радуются успеху, сердятся, расстраиваются, а также развивают речевой аппарат и моторику рук.

Речь и ее восприятие

Двухлетки начинают лучше понимать речь других людей, учатся обобщению и стремятся подражать взрослым. Они пробуют повторять за ними слова и фразы, тем самым пополняя свой словарный запас, постепенно усваивают грамматические формы и активнее разговаривают. У малютки усиливается связь между разнообразными действиями, предметами и их наименованиями.

Чтение книг с ребенком может стать отличным поводом активизировать детское воображение и провести время вместе. Это занятие может зажечь в ребенке любовь к чтению на всю жизнь. Для формирования положительного отношения к изучению и восприятию английского языка педагоги рекомендуют знакомить малыша с новой культурой в раннем возрасте.

Первые книги на английском для самых маленьких следует выбирать с несложным текстом и яркими иллюстрациями. Рисунки создают понятный контекст и изображают основные события истории, что является существенной помощью для понимания текста.

Когда ребенок слушает, он развивает навыки аудирования, поскольку обращает внимание на грамматические формы английского и новую лексику. Малыш также учится аккуратно перелистывать страницы книги, осознает, что мы читаем слева направо и сверху вниз. Книги с подвижными элементами поспособствуют концентрации внимания ребенка. Музыкальные книги позволяют воспроизводить самые разнообразные мелодии и звуки животных.

Начинайте чтение новой книги с обсуждения иллюстраций на обложке: «Какие цвета ты видишь? Какие животные здесь изображены?» На данном этапе полезно разговаривать с малюткой, показывать и называть различные предметы, говорить о том, что происходит на страницах книги. Позже ребенок начнет задавать множество вопросов на тему: «Что это? Почему? Когда? Где?». Нужно подробно и терпеливо отвечать на них, ведь они помогают ему глубже познавать реальность.

Перелистывая страницы вместе и разглядывая цвета, изображения, героев книги, используйте слова и повторяющиеся фразы, которые ребенок уже знает. Чтобы оживить историю и развивать в ребенке навыки самостоятельной игры, используйте кукол, в том числе пальчиковых, и другой реквизит.

Ребенку двух лет можно адресовать несложные задания. Скажем, попросить принести мишку. Если он не выполняет сказанного, то повторите свою просьбу. При необходимости продемонстрируйте ему, какие действия вы от него ожидали. Карапуз уже начинает понимать речь, основанную на не происходящей сейчас ситуации, то есть он ориентируется на свой прошлый опыт. Позже усложняйте свои запросы и включайте в них ряд операций. Например, предлагайте показать нужную игрушку, принести ее и затем отнести на место.

Немаловажным аспектом развития активной речи становится двигательная активность, игры и взаимодействие с взрослым.

Таким образом, двухлетний ребенок уже может, а главное, хочет активно сотрудничать с окружающим миром. Основная задача родителей — помочь ему интересно и разнопланово проводить досуг, чтобы пробудить и усилить тягу к новым знаниям и умениям.

Понравилось? поделись с друзьями
Комментарии
Пока нет комментариев
Написать комментарий
Имя *
Email
Введите комментарий*

Если Вам нужна помощь в выборе, звоните: (044) 599-05-22